paraplan.kz

бортовой журнал летной школы "Самурык"

Кубок Карасай батыра 2009

Written By: NV

Предисловие
Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не летал!
Свой первый спортивный летный сезон 2009 я открыла в Алмате, пролетев       красивый маршрут в предгорьях Заилийского Алатау, самого северного           хребта Тянь-Шаня, на Кубке Карасай Батыра по парапланерному спорту 2009. Мои впечатления…

Глава 1 Здравствуй, Казахстан!

Степь, дорога … И так на протяжении 30 часов или 2 300 км. Проехали Петропавловск-Кокшетау-Астану-Темиртау-Карганду.
Степной пейзаж постепенно сменяется холмистым, с солончаками и праздно шатающимися верблюдами.
С нетерпением ждем Балхаша. Очень хочется посмотреть на это чудо природы: второе по величине солёное озеро после Каспийского моря площадью более 16 тыс. км² (!), пресное в своей западной части и соленое – в восточной. Но подъезжаем к нему только после заката. Ну что ж, Балхаш, увидимся на обратной дороге!
В ночи, почти на ощупь, объезжаем Балхаш. Рассвет встречаем в 50 км от Алматы, и … восходящее солнце освещают нашу цель – хребет, протянувшийся на запад и восток насколько хватает глаз, а за ним снежные вершины, купающиеся в первых лучах солнца.
Вот оно какое, подножье гор Заилийского Алатау: парящие орлы, цветущие яблони на фоне снежных вершин, множество рек и ручьев, берущих начало с вершин гор, изумрудная зелень долин…

Глава 2 Вот тебе и соревнования!

Ну что ж, скоро мои первые соревнования с кучей неизвестных: первые термические полеты, первое использование приборов в боевых условиях (спасибо ПараПаше, что за месяц до поездки дал попробовать полетать с GPS, да заставил «полетать кружочками» )), новый (для меня) купол с налетом минут 8, незнакомая местность… Ммм-да!

Первый день соревнований. 1 таск. Предполетная.
Куча неизвестных слов. Волнуюсь. Улавливаю только то, что уже знакомо: стартовое окно, ППМ, радиус точки, частота подбора, частота спасения.
С приборами справляюсь довольно быстро. С волнением – не очень. Да и погода не внушает оптимизма: сильный по местным меркам ветер, от снежников движется грозовой фронт.
Открыли стартовое окно. Слежу за тем, что делают другие. Стартовал первый пилот. Остальные внимательно следят за его полетом. Подъем прямо перед стартом, начинает обрабатывать поток. Держит, кажется везде, перед стартом, справа от старта…
Быстро начинают стартовать остальные пилоты. И вот в воздухе уже около 20-30 пилотов – образовался первый «паровоз». Я жду, когда кто-нибудь пойдет на «стенку», чтобы посмотреть, что там творится. Но пилоты не торопятся, «паравоз» обкручивает поток справа над стартом.
И вот, первые пилоты пошли в сторону «стенки», и весь «паровоз» тут же двинулся за ними. Раскладываюсь, слежу за пилотами и погодой. Стартуют единичные пилоты. Но хороших наборов уже нет.
Стартует кто-то из пилотов, расположившихся выше меня на старте. Кач купола влево, пилот пробегает по моему куполу и цепляется за стропу, его поднимает, за ним тащит мой купол, ну и меня, соответственно. Пытаюсь упереться, быстро прокручиваю в голове, что еще можно сделать в такой ситуации… Пилот, находясь уже в 2-3 метрах от земли, пытается стряхнуть с ноги мой параплан, раздается хруст, мой параплан падает на землю, пилот улетает… Негодование, злость, отчаяние… Собираю параплан, отхожу в сторону, расправляю его, рассчитывая увидеть порванные стропы. Но порванных строп нет. «Неужели обошлось», – промелькивает мысль в голове. «Но как же душераздирающий хруст?» – внимательно рассматриваю параплан и обнаруживаю зияющую дыру по центру … Эх, первые соревнования, и все в Ж…!!! Лихорадочно думаю, можно ли починить параплан, ремкомплект с собой. Выстегиваюсь, достаю рипстоп, пытаюсь примерить его к дыре. Рипстопа хватает, но порыв по силовой нервюре, тут же крепится стропа А ряда. Никакого толку от приклеенного рипстопа не будет! Слезы наворачиваются на глаза. Прячу глаза, чтобы никто не видел.
Слева раздается незнакомый голос:
- Ты чего, хочешь лететь?
Молчу.
- Подумай, зачем ты сюда приехала? Разве очки, голы, минуты это главное? Вон, одного пилота уже увезли со старта с травмой. Слышишь? Ты меня знаешь?
Молчу, не поднимаю глаз.
- Посмотри на меня, ты ведь меня знаешь? Я Док.
- Нет, – отвечаю я, и зарываюсь в параплан.
- Ууу, у тебя носогубный треугольник синий от злости. Не надо никуда лететь, хорошо?
- Хорошо, – выдавливаю я, и глубже зарываюсь в параплан.
Погода портится, ветер становится порывистым, приближается грозовой фронт.
РП закрывает старт для 3 разряда.
Начинает моросить дождь. Собираюсь с силами, и начинаю складывать купол.
РП закрывает старт для всех. Слышу в рацию: «стоп-таск». День отменили.
В лагере втроем с Пашей и Кириллом чиним купол. Клеим и шьем до поздней ночи. Появляется надежда… Спасибо Вам, ребята!!!
Второй день соревнований. Дождь. Решаем съездить в Алмату, погреться в бане.
Третий день соревнований. Дождь. Изредка проглядывает солнце. Ребята собрались на рыбалку. Я остаюсь в лагере в надежде, что дождь прекратится, и можно будет протестировать купол. Дождь прекратился только к вечеру. Ребята вернулись с рыбалки. Показывают фотографии черепах, скорпионов и прочей местной живности. Рыбу не показывают. Даже на фотографиях.
Еще денек дождя, и сухих вещей уже не останется…
Четвертый день соревнований.
Два дня дождя не прошли даром. Психологическая работа над собой дала свои плоды. Я уже не волнуюсь, знаю, как обращаться с приборами, знаю значение большинства слов, которые говорит РП, выработала для себя тактику, когда и где стартовать и на кого ориентироваться, немного освоилась с местностью.
Таск 1: Полет до цели через 1 ППМ. До цели 21,3 км, до ППМ – 7 км.
Народ поговаривает, что погода для такого маршрута слабая, и все «высыплются» на ферме. Цель-минимум – взять 1-й ППМ. Выспрашиваю про места посадки около ППМ, где находится ферма, но все-таки узнаю и про другие посадки по маршруту. Полученная информация укрепляет мое решение лететь до первого ППМ. Стратегии две: лететь по хребту, либо долиной.
Уверенно стартую. Впереди в направлении ППМ вижу пилотов, обрабатывающих поток. Оставляю идею лететь по хребту, лечу к потоку. Подлетаю, пытаюсь обработать поток. Пилоты постоянно перемещаются с потоком, а у меня минимум высоты над рельефом, и, следовательно, свободы действий, уже не много. Поток постепенно разваливается, пилоты разлетаются в разные стороны. Решаю идти на точку на глайде. По дороге пытаюсь обрабатывать слабые плюса. Увлекшись процессом, пропускаю момент, когда расстояние до ППМ начинает увеличиваться. Возвращаюсь к ППМ, влетаю в цилиндр, выбираю место для посадки, сбрасываю высоту, сажусь.
В этот день было разрешено выполнить два старта. Но к вечеру погода совсем ослабела, и второй полет я сделала просто на глайде. Как и в первый раз прилетела с запасом высоты, взяла цилиндр, и повернула обратно к ферме для сброса высоты, и посадки около машины подбора. Настроение приподнятое. Купол летит, поставленную перед собой задачу я выполнила.
Но вечером, при сдаче GPS узнаю про какое-то L0 – минимальную зачетную дистанцию??? На брифинге про него, наверняка, говорили, но дистанция L0 совпадала с дистанцией до первого ППМ (7 км), и я посчитала, что L0 и первый ППМ это одно и то же, и не расспросила никого, что значит это магическое сочетание букв. Ну вот, до L0 не хватило 70 м. Да еще выяснила что тактически вернее было бы взять ППМ, и вылететь из цилиндра… А ведь высота у меня была!
Ужас! Обидно! Ну да ладно, облетала купол, безопасно приземлилась, для первого в жизни соревновательного упражнения это уже немало.
Новая «трагедия» постигла меня, когда вывесили протокол с очками. Мне «влепили» штраф за отсутствие росписи в протоколе 20%. В результате, по итогам первого дня я на последнем месте, отлично (
Какая роспись? В каком протоколе? Ни на брифинге, ни в положении о соревнованиях ничего про такие штрафы не было! Сговорились! Сколько таких мелочей я еще не знаю, и буду узнавать на собственном опыте?
Ну и плевать на Вас, буду летать так, как я умею, и получать удовольствие от этого!

Глава 3 Маршрут
Пятый день соревнований.
Таск 2: Полет до цели через 1 ППМ. До цели 33,9 км, до ППМ – 10,9 км.
Ну, это из области фантастики! Попробую пройти через триггера, если повезет, буду отрабатывать обработку потоков (вчера это у меня не слишком хорошо получилось), ну, в общем, до чайных полей (около 7 км) должна дотянуть, ну а если нет – сяду под «лысой» к пивному киоску.
Старт воздушный – граница стартового цилиндра проходит на расстоянии 1 км от старта. Ерунда!
Стартую. Не сильные, но стабильные минуса. Беру стартовый цилиндр по касательной – минуса, прохожу над «лысой» – минуса, но высоты хватает перейти на «стенку».
На «стенке» в динамике пытаются выскрестись несколько пилотов.
Прихожу, как планировала, на край стенки с запасом высоты метров 50 и … начинается подъем. Ну что ж, на чайные поля еще успею, начинаю отрабатывать спирали. Мягкий, довольно широкий термик поднимает меня на 50, 100, 200 метров над стартом. Вау!
Под меня начинают подтягиваться другие пилоты.
300, 400 метров… Один пилот уже выше меня, остальные значительно ниже. Подъем замедляется. Принимаю решение идти дальше по маршруту. Глядишь, так и Интымак удастся перелететь!
Беру следующий поток в районе ретранслятора. Вариометр порой заливается до +4, но подъем удивительно мягкий и приятный. Кайф!
Выбираю по максимуму. Опытные пилоты на скоростных крыльях уже обогнали меня, становится легче – по ним можно определять, где стоят потоки. Беру ориентир на 1 ППМ и лечу к ближайшей группе пилотов.
Есть ППМ! А высоты еще предостаточно – около 1 400 м! Ну что ж, не будем повторять ошибок первого дня соревнований, летим в сторону финиша! До финиша 23 км. Пролечу сколько смогу. Я даже не вспомнила, что впереди «бермуды», которыми пугали и судьи и пилоты, т.к. выбираться от туда до ближайшей дороги нужно долго и упорно, и только Саня Кирдяшкин накануне «сломал» мой психологический барьер полетов около «бермудов» сказав, что сесть в «бермудах» – это почётно! )))
Расстояние до финиша постепенно уменьшается – 20 – 15 – 10 км, а высота почти не уменьшается – обкручиваю потоки по маршруту. Периодически вижу знакомые купола – вот Саня Кирдяшкин, вот ПараПаша… Душа поёт! Нет никакой усталости, только радость полета.
Потоки становятся слабее и реже, начинаются минуса. Встаю на глайд, и пролетаю еще около 6 км.
Приземляюсь на теплую, недавно вспаханную землю. Целую купол и землю, спасибо тебе, прекрасная земля Жетысу!
До финиша не долетела около 3 км. Есть маршрут 30 км!!!

Глава 4 Закрытие
Пятый, заключительный день соревнований.
Таск 3: Полет до цели через 2 ППМ. До цели 40,5 км, до ППМ 1 – 29,4 км, до ППМ 2 – 39 км.
Не слабый маршрут! Ну что ж. Представление о маршрутах уже есть. Но вот погода мне не нравится – в воздухе «болтанка», а я не знаю, как ведет себя мой купол в таких условиях.
Выжидаю, когда стартует сильнейший на этих соревнованиях пилот среди женщин – Ольга Брякотнина из Новосибирска. Стартую за ней.
В воздухе неприятно «колбасит». Ольга уходит ближе к рельефу, а мне туда с моим крылышком совсем не хочется. Я в такую погоду и на проверенной Астральке почти не летала, а тут… Решаю лететь долиной в лагерь. Беру воздушный старт, лечу в лагерь ничего не обкручивая – потоки узкие и рваные, руки на клевантах в постоянном напряжении, отрабатывают разгрузку на свободных концах. Благодаря воздушным «горкам» дохожу до лагеря почти без потери высоты. Рассматриваю сверху наше футбольное поле и палаточный лагерь. Высоту «сливать» жалко. Да и к «болтанке» немного попривыкла. Решаю лететь по маршруту, и беру курс на чайные поля. Перелетаю Фабричный и первое чайное, сажусь в середине второго чайного.
По итогам 3 дней соревнований за счет маршрута во второй день занимаю 19 место в общем зачете и 4 среди женщин. Эх, не было бы новичковых ошибок, можно было и в призеры попасть. Ну да ладно, мои основные маршруты еще впереди!
Глава 5 Вместо Заключения
Ну вот, позади мои первые соревнования. Я приехала сюда с налетом 20 часов в динамике и 0 часов термических полетов, а уезжаю, пополнив «копилку» моим первым в жизни маршрутом – незабываемым полетом 30 км! Я непременно вернусь к тебе, Казахстан, провожавший нас бескрайними маковыми полями и любопытными сусликами, стоящими в карауле вдоль дорог!

Качалова Наталья
17.05.2009