paraplan.kz

бортовой журнал летной школы "Самурык"

Полёт над пиками Туюк- Су

Written By: tesla

Тяньшанские  горы   настоящие, суровые,  высокие  и очень красивые.  С точки зрения парапланериста, полёты в наших горах много  опаснее чем, например,  в Альпах.   Ведь в наших горах  не очень сильно развита инфраструктура дорог, нет такого количества  спасательные постов на каждой горе.  И телефонов на склонах гор вы тоже не найдёте.  Наши  горы – дикие горы.   В  этом их прелесть,  красота  и опасность.

Летать на Тянь-Шане  ни чуть не хуже, чем в Альпах.  Просто нужно быть готовым, что в случае опасности  никто не придет на помощь.  Нужно  готовиться к полётам так же серьёзно, как готовятся к своим восхождениям наши братья – альпинисты.

В Алмате осень – это всегда  идеальное время  для полётов.  Горы довольно сухие,  и нет той  густой грозовой облачности, которая летом так мешает летать высоко над хребтами.

 

Глубокое уже холодное осеннее небо, склоны гор, позолоченные берёзами, ярко оранжевые и пурпурные пятна, обозначенные   зарослями осин и дикого урюка. Коричневые  осыпи. Невероятная  сказочная синева изумрудных осенних вод озер и рек. Выше подчёркнутый контраст чёрных скал и вечная мерзлота ледников.  Панорама,  которая  открывается в полёте перед пилотом- парапланеристом, потрясает воображение. Только с воздуха можно увидеть  всю  эту красоту сразу в один момент.  Пролететь в свободном полёте, как птица, над вершинами гор, спуститься  вдоль поросших еловым лесом склонов, иногда почти касаясь ногами за вершины деревьев, снова набрать высоту,  любоваться загадочными сказочными ущельями, реками, серебряными озёрами- что может быть прекраснее осени в горах!

Именно такой великолепный, спокойный, солнечный  осенний день был выбран нашим клубом  для полётов с Большого Алматинского  пика.

Из-под вершины этой горы  мы летаем довольно давно. Привычный старт расположен на южном плече горы, сразу за пиком, на 800 метров  выше Большого Алматинского Озера. Высота старта 3300 над уровнем моря. На гору поднимаемся на машинах, немного проходим пешком – и вот мы на старте.

После взлёта обычно  летим в сторону города, и садимся  на дно селезащитной плотины Большого Алматинского ущелья. Перепад высоты между стартом и  посадкой равен 2270 метрам.

Первыми летят самые опытные пилоты – это разведка погоды. Если в воздухе все нормально, в полёт поднимаются  все остальные парапланеристы. Каждый  летит  в меру своего опыта, как умеет. Одно можно сказать точно: удовольствие от полёта в горах получают все.

Можно просто слететь вниз к посадочной площадке, можно рискнуть и пролететь маршрут, совершить воздушное путешествие над горами. Простой полёт вниз  займёт примерно 30 минут, но если вы опытный пилот, то вам ничего не стоит  летать над горами несколько часов.  Все зависит лишь от вашего  опыта,  желания и немного от везения.

Хочу от первого лица рассказать про один из таких дней,  когда мне повезло и я совершил один из самых памятных для меня полётов.

Конечно, любой уважающий себя пилот – парапланерист  с самого начала планирует куда-нибудь подальше улететь, пройти какой-нибудь интересный маршрут, набрать как можно больше высоты. Но, признаюсь честно, в тот день я не знал, куда именно полечу. Маршрут, который мне посчастливилось пролететь, был выбран спонтанно. Просто в голову приходили мысли, и так как высоты хватало, можно было рисковать и лететь глубже в горы.

В результате удалось облететь почти все известные пики Большого  Алматинского  ущелья и  ущелья Туюксу.

Свой полёт я начал с давно облюбованной парапланеристами   стартовой площадки. Южный склон Большого Алматинского пика хорошо прогревается солнцем, поэтому над этой горой  всегда стоит дежурный восходящий поток.

Сразу  же после старта мне удалось набрать хорошую высоту. Стремительно промелькнули коричневые скалы склона,  и вот она вершина Большого Алматинского пика.

Видели бы вы глаза тех туристов, которые стояли на вершине и мимо которых мне случалось пролететь! Действительно, столько мучиться,  лезть на гору, а тут какой-то тип на параплане  поднялся на макушку за 2 минуты, да ещё и улетел куда-то вверх!

Для туристов  появление здесь параплана казалось полной неожиданностью, это было видно по их вытянутым лицам.  Подъём тем временем продолжался.

Моё крыло  стояло в мощном, широком восходящем потоке. Высота быстро росла. И вот Вершина Большого Алматинского пика осталась далеко внизу. Не такой ты, оказывается  и большой,  Алматинский пик.

Во всей красе раскрывалась панорама  тяньшаньских гор. Медленно вокруг параплана вращаются вершины горной цепи Зайлийского Алатау.  Стало видно, как отчётливо разделяет долина Чон-Кемина  хребет Кунгей Алатау от хребта Зайлийского Алатау.  Немного поодаль в дымке стоит  плечистый великан – пик Талгар, самая высокая вершина хребта.

Высота полета тем временем продолжала расти. Становилось холодно.  Примерно на высоте 5100 метров над уровнем моря  из-за  холода приходится прекратить подъём. Одет я  по-летнему. Судя по показанию прибора, температура за бортом плюс 6 градусов, и ветер от набегающего потока неприятно дует в лицо.  Дрожа всем телом, облетаю окрестности Большого Алматинского ущелья, стараясь при этом сбросить  лишнюю высоту. Далеко внизу блестит идеально ровной гладью горное зеро.

Летаю,  медленно снижаюсь.  На высоте примерно 4200 стало намного теплее. Так и летел дальше, стараясь не  подниматься выше этой высоты, чтобы не мёрзнуть.

Тем временем внизу со старта взлетали парапланы  и медленно шли к месту посадки. Это наши учлеты, им ещё  рано летать высоко.

Кружа в окрестностях старта,  заодно поддерживаю связь между  стартом  и посадочной площадкой. Это необходимо, так как наши любительские радиостанции не могут обеспечить уверенную связь между стартом и посадкой. В  горах слишком пересечённый рельеф. Немножко поработав ретранслятором и проводив к финишу последнего пилота, можно лететь куда-нибудь самому.

- А не слетать ли мне к горе Кумбель, той, что выше Кок-Джайляу!?  Первое решение было принято мгновенно, и мой параплан двинулся пересекать Большое Алматинское ущелье. По пути встретился самолёт. Белый кукурузник АН-2 летел много ниже  меня, это было  удивительно.  Оказывается,  когда ты летишь выше над самолётом, звук от него  почти не слышен. Это немного сбивает с толку. И пугает.

К горе Кумбель я прилетел на очень большой  высоте, порядка четырёх километров.

-За спиной Алмата,  впереди горы. Погода для полёта просто великолепная.  Решение напрашивается само собой, лечу дальше в горы. В голове возникла  сумасшедшая  идея – взглянуть на вершины ущелья Туюк-Су сверху. Прямо по курсу первая известная  мне вершина – пик Молодёжный. По пути набираю дополнительную высоту.  Для задуманного   путешествия лишняя высота не помешает.  Мёрзну, трясусь,  но поднимаюсь выше. Над головой ростут и сразу же разваливаливаются плоские горные облака. Каждое такое облако венчает восходящий поток.  Так, набирая высоту под облаками, не спеша двигаюсь к намеченной цели. Высота 5200 – это уже выше самой  высокой в окрестностях Алматы горы, пика Талгар.  И вот подо мной  пик Молодёжный, ледово-фирновая вершина по размеру с целое футбольное поле.  Дальше по курсу пик Космодемьянской и Локомотив. Пролетев над этими вершинами, поворачиваю на восток.  Внизу безумно красивая картина! Ледник Туюк-Су блестит водой и снегом. Вертикально сверху отчётливо виднеются трещины, разрезающие лёд. Это ледник рвется под тяжестью собственного веса.  Юго-западные склоны гор ярко освещены,  противоположные склоны находятся в густой тени. Контраст настолько сильный, что сразу трудно рассмотреть  детали затененной стороны гор. Над каждой вершиной стоит мощный восходящий поток. Специально набирать высоту нет ни какой необходимости, просто лечу  над вершинами. Окружающие горы   с моей уже сравнительно небольшой высоты по сравнению с высотой самих пиков  кажутся мне настоящими гигантами. Скалы пиков выглядят  необычайно мощными,  даже становится страшно. Не дай бог сесть на такую вершину, как потом спускаться?! Внизу по порядку проплывали пики: Иглы Туюк-Су, Партизан, Орджоникидзе, Маяковского, Маншук Маметовой. Замечательный траверс получается. Для меня пролететь над этими вершинами очень приятно, ведь в студенческие годы посчастливилось  заниматься альпинизмом. На некоторые из этих вершин в юности  взойти так и  не удалось, так хоть таким способом побывать на этих замечательных горах!

В воздухе сильная болтанка. Вершины гор почти рядом. Кажется, протянешь руку и коснешься скалы.  Нервы не выдерживают, я сворачиваю в сторону от  траверса вершин.  Моя цель – найти зону более спокойного воздуха, где лететь не так страшно. Продолжаю полёт  немного в стороне от высот основного хребта над ущельем   Туюк-Су.

Как только мой параплан  отлетает в сторону от вершин, начинается сильное снижение. Это слив, глобальное нисходящее движение воздуха в центре ущелья, часто встречающееся в горах явление, серьёзный  повод для беспокойства. Высота полёта сильно уменьшается.

- Неужели мне придётся садиться в ущелье?!  Снова жмусь ближе к  основному хребту.  Пролетаю над пиком Амангельды, обхожу с запада пик Абая.  Высоты пролететь над ним  уже нет.  Лечу  прямо над скальными бастионами, которые нависают над альпинистским лагерем Туюк-Су. Мимо пика Школьник. Еще несколько минут, и моё крыло летит  прямо над Талгарским перевалом. Наша  высота, можно сказать, критическая. Всего 100 метров выше самой верхней станции канатной дороги знаменитого горнолыжного курорта Чимбулак

- Интересно, видит меня кто-нибудь снизу?! Хотя это очень маловероятно -ведь параплан в небе просто маленькая цветная точка. Да и люди, те, что не летают, очень редко смотрят вверх. Интересно, хватит ли мне умения вернутся в Большое Алматинское ущелье? В самом крайнем случае, я могу сесть на трассу Чимбулака или на каток Медео. Опыт полётов в этих местах у меня есть.

Но ещё не вечер, солнце светит, скалы ярко освещены, значит, есть еще восходящие потоки. Лечу к скалам горы Чимбулачка.  Чуда никакого нет, поток стоит там, где по теории просто обязан был находиться. Мой параплан в очередной раз, увлеченный  потоком тёплого воздуха, весело поднялся на высоту четыре с половиной тысячи метров. Снова мёрзну. Снова раскрылась во всей красе панорама гор. Далеко внизу  Чимбулак  с его канатными дорогами,  спортивный комплекс Медео и все Малое Алматинское  ущелье.  Как оказывается все рядом!

В воздухе три часа. Пора лететь на посадку. Напоследок  не смог отказать себе в удовольствии  совершить маленький крючок, пролететь над пиком Чкалова.  Красота необыкновенная!

Беру курс на плотину в Большом Алматинском ущелье.  Внизу медленно проплывают корпуса Чимбулака, ущелье  Горельника. Второй раз за сегодняшний день, подлетаю  к горе Кумбель, но уже с другой затенённой  стороны.  Сто метров над вершиной, добираю  дополнительную высоту. Погода просто сказка, восходящие потоки встречаются на каждом шагу.  Медленно лечу  к месту запланированной  посадки.  Есть время во всех деталях рассмотреть город.  Высота полёта почти не уменьшается.  Время в полете летит незаметно – весь полёт, как один глубокий вдох.  Подо мной финиш. Скручиваю лишних два километра, захожу на посадку. Песчаный пляж,  дно селезащитной плотины, удобное  место для приземления. И вот  касание ногами, лёгкая пробежка, крыло мягко ложиться на песок.  Полёт продолжался  3 часа 20 минут.

Стою  усталый, но довольный. Только после приземления начинаешь понимать, на сколько ты вымотан, но в полёте всё  слишком  интересно, что бы обращать внимание на такие мелочи, как усталость.

Параплан собран и упакован в рюкзак. Теперь моя очередь нести его на себе. Да после такого полёта я готов таскать своё любимое крылышко  сколько угодно.  Иду  в ближайшее кафе. А где ещё искать парапланеристов после полётов!?  Друзья встретили восторженными возгласами. Очень приятно, что все за меня рады. Ведь это первый  маршрутный полёт в наших горах. А это значит, что  мы будем пытаться летать так постоянно.  И все этому будут только рады,  и каждый от этого будет счастлив.

Как хорошо жить в Алмате – ведь у нас   для полётов  есть такие замечательные горы!